309384, Белгородская область,
Грайворонский район, с. Козинка,
улица Центральная, 21
Тел.: 8 (47261) 4-75-88, 4-76-43
Наш адрес
309384, Белгородская область, |
Вы интересовалисьВопрос: Моему сыну 12 лет. Стал очень агрессивным. Любое замечание с моей стороны вызывает у него крик, обиду. Стал хуже учиться. Подскажите, что мне делать, как себя вести с ним? Ответ: У Вашего ребенка кризисный возраст, так называемый первый пубертатный период. Он стал подростком. Подростковый возраст — это стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период подросток имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается часто неосознанное, половое влечение. Основной причиной является становление нового, неустойчивого самосознания, попытки понять самого себя и свои возможности. Есть два пути протекания симптомов кризиса (по Л.С. Выготскому): - кризис независимости (наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, «не лезть в душу»); вариант самоопределения «Я уже не ребенок»; - кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения «Я ребенок и хочу оставаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения. В подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их. Зачастую, агрессивный подросток – это испуганный ребенок. Агрессия становится способом управления страхами, ребенок находит то решение, которое может. Ваша задача как родителей помочь ему найти другие способы совладания со страхом или с ситуацией – более адекватные и спокойные. Чтобы знать, как вести себя с сыном, как с ним общаться, Вам необходимо понимать, какой тип агрессии у него проявляется. Вот несколько наиболее часто встречаемых типов подростковой агрессии: АГРЕССИЯ МЕСТИ - проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Такое поведение может быть следствием того, что подросток чувствует себя отверженным или он не нравится другим людям, в том числе сверстникам из-за своей необычности, «неудобности». Подростки, склонные к агрессии мести, как правило, не верят в доброту, но при этом нуждаются в ней. Поэтому родители могут попытаться найти «ключик» к такому ребёнку, проявляя к нему внимание и заботу без всяких условий. АГРЕССИЯ СТРАХА - страхи заставляют подростка «быть во всеоружии», т.е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер. Но агрессивная реакция нередко бывает чрезмерной и опережающей. Обычно повышенная агрессивность сочетается с боязливостью, поэтому коррекция поведения невозможна без работы со страхами. В этом случае необходима помощь психолога. АГРЕССИЯ ТРЕВОГИ - агрессия направляется внутрь («на тревогу») и проявляется, например, в переедании, излишнем употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу). Иногда агрессия направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, пере даче слухов, «страшной» информации, недовольстве «всеми и вся». АГРЕССИЯ ВИНЫ - чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и подросток, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что-то изменить). Если это мать или отец и ребёнок не может себе позволить агрессию по отношению к родителям, он направляет её на младшего брата, на кошку или на другой, как правило, беззащитный объект. Таким объектом может стать даже учитель, особенно если школьник считает его «не опасным». Но чаще всего объектом нападения такого подростка становится самый слабый ученик в классе. АГРЕССИЯ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ - часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издёвок по отношению к подростку. Наиболее склонны к этому типу агрессии дети, чувствительные к оценке других, особенно если она исходит от значимых дня них людей. Смысл его агрессии примерно таков: «Я ненавижу вас за то, что вы заставляете меня чувствовать себя никем». Такой подросток нуждается в чутком и тактичном к себе отношении. Ему не хватает веры в себя и силы духа, что бы справиться со своими трудностями, из-за своей уязвимости. Помочь ребёнку осознать свои сильные стороны, поверить в себя, в силу своего духа, а также увидеть других могут взрослые — учителя и родители. Такого ребёнка, нельзя высмеивать, к нему не следует проявлять ироническое отношение и тем более на него нельзя кричать. АГРЕССИЯ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ – подростки с завышенной самооценкой высокомерны, уверены в своей значимости, избранности, «гениальности». При этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают, к ним несправедливо относятся. Такие дети могут быть чрезвычайно агрессивными, даже приходить в ярость от ситуации, когда их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того, они порой испытывают удовольствие, унижая тех, кто слабее. Этот вид агрессии труднее всего поддаётся коррекции. В её основе лежат глубокие причины, такие, как нарушение ранних отношений ребёнка со значимыми людьми. В выраженных случаях родителям необходимо обязательно проконсультироваться у психолога (лучше не только школьного) или психиатра. Эта типология не исчерпывает всех видов детской агрессии. Но всё же она позволяет Вам понять, что агрессивное поведение ребенка - это не злой умысел, а следствие наличия у него внутренних проблем, с которыми самостоятельно Ваш сын не может справиться. Подросток нуждается в Вашем родительском внимании и в профессиональной поддержке педагога и психолога. Предлагаю Вам способы поведения с Вашим сыном: 1. Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с ним на повышенных тонах. 2. Если Вы видите, что ребёнку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим. 3. Показывайте ребёнку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева. 4. Сделайте всё, чтобы Ваш ребёнок в каждый момент времени чувствовал, что Вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть. Вот несколько рекомендаций, как Вы можете помочь сыну справиться со своим состоянием: 1.Постарайтесь сформировать у него чёткое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками. 2.Покажите своими поступками, что Вам можно доверять. 3.Создайте комфортные условия и поддерживайте его положительные начинания и поступки. 4. Попытайтесь превратить свои требования в его желания. 5. На собственном примере объясните значимость образования. 6. Научитесь задавать вопросы так, чтобы у сына не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. 7. Ребёнок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была. 8. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства. 9. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. 10. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребёнка, даже если Вам кажется, что он в чём-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения. 11. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам. 12.Объединяйтесь с ребёнком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей. 13. Верьте в своего ребёнка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают. 14.И, наконец, вспомните себя в этом возрасте, это поможет Вам лучше понять своего ребенка. Научиться контролировать приступы гнева ребёнка в переходном возрасте очень сложно, но научиться общаться без оскорблений и повышенных тонов вполне реально. Надеюсь, мы смогли помочь Вам увидеть основные причины возникновения агрессивного поведения у сына и выработать стратегию Вашего родительского поведения с целью преодоления возникших трудностей в развитии и воспитании ребенка-подростка. Педагог-психолог Борисенко Е.Д.
|