309384, Белгородская область,
Грайворонский район, с. Козинка,
улица Центральная, 21
Тел.: 8 (47261) 4-75-88, 4-76-43
Наш адрес
![]() 309384, Белгородская область, |
Что нужно знать о воспитании детей с особенностями.Что нужно знать о воспитании детей с особенностями. За время работы психологом я, как и большинство моих коллег, очень часто сталкивалась с такими вопросами от родителей: Расскажите, что нужно делать, чтобы ребенок слушался? Нужно ли вообще хвалить? А как добиваться соблюдения режима? А можно/нужно ли наказывать? и т.д и т.п. Пожалуй, это одни из наиболее часто задаваемых родителями вопросов. «Но я не могу на них ответить», - обычно отвечала я. Я поясняла, что мне нужно познакомиться с ребенком и узнать, какой он, поскольку не существует единственного верного ответа на эти вопросы. Просто потому, что нет в природе абсолютно одинаковых детей. Даже однояйцовые близнецы с первых месяцев жизни довольно существенно отличаются друг от друга, что подтвердят все, кто с ними сталкивался. Существует огромное количество факторов, влияющих на особенности личности ребенка помимо процесса воспитания, среди которых: его темперамент ( а также темпераменты матери и ближайшего окружения); особенности протекания беременности и родов у матери; количество детей в семье и порядок рождения ребенка, отношения между родителями, условия проживания и многое- многое другое. Вот поэтому не существует правил воспитания, однозначно подходящих каждому ребенку, а процесс этот являет собой творческий акт, опирающийся на знание общих закономерностей процесса формирования личности, учёт особенностей конкретного ребенка, имеющийся жизненный опыт и родительскую интуицию. Вместе с тем, как было выяснено профессиональными педагогами-психологами еще в конце 20 века, и что наверняка замечали многодетные родители, все воспитатели и учителя, есть дети, у которых можно заметить определенный, ярко выраженный набор черт, многие из которых затрудняют общение с ними. Важно и то, что исправить эти негативные черты обычным педагогическим воздействием практически невозможно. Таких детей называют акцентуантами. Этот термин употребляют в отношении людей, имеющих определенные, ярко выраженные особенности нервной системы, что приводит по мере их взросления, к появлению заостренных черт характера (тех самых акцентов). Таких акцентуаций выделяют в разных классификациях около 11. Если вовремя выявить у ребенка наличие акцентуации, учитывать имеющиеся у него особенности, стараться развивать в нем те качества, которые являются его «слабым местом», опираясь при этом на его сильные стороны, уделять ему индивидуальное внимание, относясь к процессу воспитания со всей серьёзностью и ответственностью, то есть все шансы, что ребенок вырастет в счастливого, и даже талантливого, социально адаптированного человека, чья жизнь будет приносить радость и пользу как ему самому и его близким, так и обществу в целом. Вы можете возразить, что все вышесказанное относится к воспитанию всех детей, и будете правы. Такое отношение к воспитанию не помешало бы никому, но! Внимание! Обычные дети со своими особенностями характера ( а у кого их нет?) могут вырасти достойными членами общества и без такого внимания к воспитанию, а иногда даже вопреки неправильному воспитанию. Что же касается ярко выраженных акцентуантов, то они, при несоблюдении таких пожеланий, когда имеющиеся негативные особенности будут усиливаться и становиться чертами характера, с высокой долей вероятности могут стать психопатами, что расшифровывается, как патология, т.е. болезнь психики. К огромному сожалению, эта болезнь в настоящее время не поддается ни медикаментозному, ни психотерапевтическому лечению. Такой человек, хоть и создает бесконечные проблемы себе и окружающим, на житейском уровне выглядит вполне здоровым (у него нет признаков психического расстройства, заметных для большинства людей). У него имеется патология характера, которая абсолютно им не осознается, при этом у него отсутствует критическое отношение к себе и своим поступкам. Именно это отличает его от психически здоровых людей, которые тоже совершают ошибки, дурные поступки и даже злодеяния, но всегда, пусть и по прошествии времени, отдают себе отчет в содеянном, сожалеют о случившемся и испытывают раскаяние. То, что никогда не чувствуют психопаты, которые во всех происходящих из-за их слов и действий событиях всегда винят окружающих или обстоятельства. Про таких людей говорят, что «у них нет ни стыда, ни совести», и это, к сожалению, правда. Именно поэтому очень многие из психопатов становятся преступниками, нарушающими закон, и практически все из них нарушают так называемые «неписанные законы» - законы совести и морали. Они живут, исходя исключительно из своих интересов, ориентируясь только на свои, зачастую низменные желания, попирая права и интересы других людей. Они могут стать уголовными преступниками, а могут политическими вождями, несущими несчастья целым народам. В качестве ярких примеров известных психопатов можно привести серийного убийцу Чикатило и лидера фашистской Германии Адольфа Гитлера. Эта статья посвящена вопросам воспитания детей с так называемой истероидной акцентуацией. Характерными особенностями таких детей с самого раннего детства является неутолимая потребность во внимании и признании со стороны окружающих, эгоцентризм ( повышенное внимание к собственным интересам и выгодам),обидчивость, артистизм, умение распознавать чувства окружающих и манипулировать ими, активность, упрямство, повышенная чувствительность к критике, хорошая интуиция и богатое воображение, умение схватывать новую информацию на лету, обаяние, склонность ко лжи и несоблюдению правил. Из ребенка с таким коктейлем качеств, при правильном воспитании может вырасти талантливый артист, художник или музыкант, отличный менеджер по продажам или преподаватель, а ещё из них получаются хорошие общественные активисты. А при неудачном стечении обстоятельств из них вырастают капризные истеричные девицы с завышенными требованиями к окружающим ( а позже изводящие домашних своими придирками жены и деспотичные свекрови), невыносимые начальники с манией величия, посредственные актеры со звёздными замашками, мелкие и не очень жулики, воры и аферисты всех мастей. Скорее всего, большинство из читателей в своей жизни сталкивалось с кем-то из описанных негативных персонажей, и эта встреча вряд ли была приятной... С моей точки зрения, воспитание, если рассматривать его как воздействие на детскую психику с целью формирования характера ребенка и выработки у него различных необходимых для жизни навыков и полезных привычек, зиждется на 3 китах: поощрение, наказание и отношение. А теперь главное. Я постараюсь кратко изложить фундаментальные подходы к воспитанию детей с признаками истероидной акцентуации, чтобы избежать печального финала. Поощрение. Учитывайте повышенную потребность ребенка во внимании, не забывайте отмечать его хорошее поведение и добрые поступки. Хвалите его, особенно в присутствии других членов семьи, но говорите не столько оценивая его («Молодец, умница, способный, сильный), сколько о том, как Вам это приятно и как его достижения ( в тех случаях, когда они реально существуют) важны для Вас, как Вы гордитесь своим сыном или дочерью. В случаях, когда поведение оставляет желать лучшего, а достижения скорее отрицательные, говорите ребенку и другим людям в его присутствии, о том, что Вы верите в него, что у него всё получится /он обязательно исправится, потому что он хороший мальчик/девочка, и Вы его очень любите. Внимание! Особенно хвалите Ваше чадо не за личные успехи и достижения, а за помощь другим людям (другому ребенку, родителям, бабушке на улице). Кроме того, избегайте излишнего материального подкрепления его заслуг ( сладости, игрушки, подарки, деньги), подчеркивая, что материальные блага - отнюдь не главное в жизни, и что куда важнее любовь, поддержка и хорошие отношения между людьми. Наказания/Санкции Составьте распорядок дня (для детей от 3 до 10 лет), обсудите его с ребенком и объясните на понятном ему языке, почему он именно такой (чем он полезен и для чего необходим). Продумайте самостоятельно, а потом сообщите ребенку правила Вашей семьи, которые он обязан соблюдать, а также то, как Вы будете наказывать его за их нарушение. Например: - Нельзя говорить грубые бранные слова. - Нельзя говорить неправду, чтобы скрыть свои проступки. - Нельзя бить животных и других людей, особенно тех, которые заведомо слабее тебя. (Единственное исключение — это самооборона, когда на тебя напали, и ты вынужден защищаться) - Нельзя брать чужое имущество без спроса, это нарушение чужих прав и называется воровством. А у нас в семье не может быть вора. Внимание! Таких правил должно быть не более 5. Они должны быть фундаментальными, действительно важными и понятными ребенку. В случае их нарушения необходимо каждый раз строго разговаривать с ним, говорить о том, как сильно вы расстроены и применять заранее оговоренные санкции. Наиболее действенным методом, и при этом не травмирующим психику ребенка, является лишение его каких-то удовольствий или привилегий. Это должно быть то, что важно и интересно именно вашему ребенку (например просмотр мультфильмов, совместная дальняя прогулка или семейный поход в кино/гости). Эти санкции пересматриваются каждые полгода, поскольку ребенок растёт и его интересы тоже меняются. После 7 лет, когда соблюдение базовых правил уже закреплено, а ребенок уже созрел для постоянных обязанностей, и у него уже могут быть карманные деньги, санкции могут быть выражены в рублях, и привязаны к их неисполнению. Например, обязанностями 8 -10 летней девочки могут стать : ежедневное выполнение школьных домашних заданий, прогулка с собакой после школы/уборка лотка за котом и вычесывание шерсти щеткой, мытье посуды за собой в отсутствие других членов семьи и за всеми после ужина, вынос мусора, поддержание порядка в своей комнате и мытье пола с протиранием пыли по субботам и т.п. Вы заранее продумываете какую сумму вы можете давать своему чаду в качестве карманных денег на неделю (без ущерба для своего бюджета, а также здоровья и безопасности ребенка) и прикидываете сумму штрафа за неисполнение каждой обязанности. Обязанности согласовываются с ребенком (кроме учебы ему предлагается выбрать порядка 5 обязанностей из предложенного вами списка, где их 8-10), оговариваются также сумма карманных денег и размеры штрафов. После этого необходимо закрепить все вышеизложенное договором с указанием срока его действия (по опыту, оптимальный период - полгода). Это важно, потому что с огромной долей вероятности, Ваше чадо, спустя непродолжительное время, будет забывать, оспаривать и пытаться изменить достигнутые договоренности. Вот тут-то Вам и пригодится письменный договор с подписями сторон. Отношение.
А также, дорогие мамы и папы, кроме выполнения этих правил, надо обязательно ЛЮБИТЬ ребенка, ПОМОГАЯ ему вырасти в здоровую полноценную личность, пока ещё не стало слишком поздно. Удачи всем вам на этом непростом пути! Педагог-психолог Николаева М.И. |